Физкультурно-оздоровительная работа

«…Физическое воспитание –
это то, что обеспечивает здоровье
и доставляет радость.»
Креттен

Физическое воспитание в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении детском саду комбинированного вида №170 городского округа Самара проводится во всех возрастных группах воспитателями ДОУ в зале предназначенном как для занятий физкультурой, так и для музыкальных занятий.

Зал достаточно оснащен оборудованием и спортивным инвентарем для развития двигательной активности детей, как стандартным, так и нестандартным. Все оборудование соответствует педагогическим и санитарно-гигиеническим требованиям. Для занятий физкультурой имеются пособия для физических упражнений, развития основных движений, профилактики нарушений осанки и плоскостопия, спортивных игр и упражнений. В зале проводятся физкультурные занятия всей группой, подгруппой и индивидуальные; воздушные ванны, утренняя гимнастика.

Народная мудрость гласит: «Здоровью цены нет!» Вырастить ребёнка сильным, крепким, здоровым – это желание родителей и ведущая задача, стоящая перед детским садом. Спорт большой помощник в осуществлении этого желания. Семья и дошкольное учреждение - те структуры которые, определяют уровень здоровья ребёнка.

Система тесного сотрудничества с семьёй является острой необходимостью.

С помощью физических упражнений, способствующих нормальному росту и развитию ребёнка можно воспитать много положительных качеств, таких как самостоятельность, внимание, выносливость, находчивость.

Наукой доказано: совместные занятия родителей с ребёнком спортом являются источником радости, обогащают и оздоровляют семейную жизнь.

Советы:

1.Определите оптимальное время для занятий спортом в режиме семьи, и придерживайтесь его. Систематичность занятий приведёт к тому, что Ваш ребёнок привыкнет к ним.

2. Для занятий дома и на улице:

«В здоровом теле» здоровый дух!», «Здоровье – это здорово!» Под такими девизами в нашем детском саду каждую последнюю неделю ноября проходит традиционная Неделя Здоровья, цель которой – пропаганда среди детей, родителей и сотрудников детского сада правил здорового образа жизни. На занятиях взрослые беседуют с детьми о полезных и вредных привычках, изучают Букварь здоровья, отгадывают загадки и ребусы, учат стихи, пословицы о спорте, здоровье, витаминах; учатся готовить фруктовые салаты, морсы. В гости к детям приходят Айболит, Мойдодыр, Фея Чистоты и Порядка, проверяют, как ребята знают и соблюдают правила гигиены, питания, учат беречь своё здоровье.

В группах оформляются уголки Здоровья, в которых выставляются дидактические игры о безопасности, полезной и вредной пище, книги и иллюстрации о спорте. На прогулках организуются весёлые эстафеты, соревнования. В некоторых группах воспитатели совместно с детьми и родителями издают красочные журналы, газеты на тему здоровья, сборники детских рассказов и рисунков.

Каждый раз во время Недели Здоровья в детском саду проходят различные конкурсы: на лучшую постановку физкультурно-оздоровительной работы в группе, лучшую «тропинку здоровья», лучший спортивный уголок и др.

Отрадно, что родители в нашем ДОУ являются активными участниками этого проекта. Вместе с детьми изготавливают поделки, рисунки, готовят костюмы для праздников, принимают активное участие в спортивных праздниках и эстафетах.

Спортивные развлечения всегда проходят весело, интересно, со спортивным азартом.

Консультации для родителей

Консультация для родителей «Дыхательная гимнастика в детском саду»

Консультация для родителей «Дыхательная гимнастика в детском саду»

Наша речь осуществляется благодаря четкой и правильной работе всех органов, принимающих участие в речевом акте. Важной частью речи является дыхание. К органам дыхания относятся: грудная клетка, легкие и дыхательные пути (наружный нос, полость носа, глотка, гортань, трахея, бронхи). Дыхательный аппарат обеспечивает газообмен между вдыхаемым воздухом и кровью, а также очищение от пылевых частиц, увлажнение и согревание вдыхаемого воздуха.

Физиологическое, или жизненное, дыхание складывается из вдоха и выдоха, которые сменяют друг друга. Оно призвано поддерживать жизнь в организме путем газообмена. Речевое дыхание призвано участвовать в создании голосового звучания на равномерном выдохе. Оно отличается от жизненного тем, что это управляемый процесс. В речи вдох короткий, а выдох длинный. Поэтому количество выдыхаемого воздуха зависит от длины фразы. Речевое дыхание считается неправильным, если дыхание учащено, выдох укорочен, слишком большой вдох или добор воздуха заметен для окружающих. Наиболее правильное, целесообразное и удобное для речи диафрагмально-реберное дыхание.

Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствует воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным постепенным вдохом, профилактике болезней дыхательных путей. Такие заболевания, как ринит, ринофарингит, риносинусит, гайморит, хронический бронхит, аденоидит, полипы носовой полости часто являются причиной звукопроизношения у детей, затрудняют процесс правильного речевого дыхания, меняют интонационную окраску голоса, вызывают изменения в строении органов артикуляции.

Правильное носовое дыхание способствует тренировке дыхательной мускулатуры, улучшает местное и мозговое кровообращение, препятствует разрастанию аденоидов, предохраняет от переохлаждения.

В дошкольном учреждении дыхательным упражнениям необходимо уделять особое внимание. Правильное речевое дыхание - основа для нормального звукопроизношения, речи в целом. Некоторые звуки требуют энергичного сильного выдоха, сильной воздушной струи.

При занятиях необходимо соблюдать следующие требования:

  • выполнять упражнения каждый день по 3 - 6 мин, в зависимости от возраста детей;
  • проводить упражнения в хорошо проветриваемых помещениях или при открытой форточке;
  • заниматься до еды;
  • заниматься в свободной, не стесняющей движения одежде;
  • дозировать количество и темп проведения упражнений;
  • вдыхать воздух через рот и нос, выдыхать - через рот;
  • вдыхать легко и коротко, а выдыхать - длительно и экономно;
  • в процессе речевого дыхания не напрягать мышцы в области шеи, рук, живота, груди; плечи не поднимать при вдохе и опускать при выдохе;
  • после выдоха перед новым вдохом сделать остановку на 2 - 3 сек.

Игровые упражнения для развития физиологического и речевого дыхания

«Задуй упрямую свечу» - в правой руке держать цветные полоски бумаги; левую ладонь положить на живот; вдохнуть ртом, надуть живот; затем длительно выдыхать, «гасить свечу».

«Паровоз» - ходить по комнате, имитируя согнутыми руками движения коле паровоза, произнося при этом «чух-чух" и изменяя скорость движения, громкость и частоту произношения.

«Пастушок» - подуть носом в небольшую дудочку как можно громче, чтобы созвать разбежавшихся в разные стороны коров; показать ребенку, что необходимо вдохнуть через нос и резко выдохнуть в дудочку.

«Гуси летят» - медленно и плавно ходить по комнате, взмахивая руками, как гуси; руки-крылья на вдохе поднимать, на выдохе опускать, произнося «гу-у-у» (8-10 раз).

«Кто громче» - выпрямить спину, сомкнуть губы, указательный палец левой руки положить на боковую сторону носа, плотно прижимая левую ноздрю, глубоко вдохнуть правой ноздрей (рот закрыть) и произносить (выдыхать) «м-м-м", одновременно похлопывая указательным пальцем правой руки по правой ноздре (в результате получается длинный скандированный выдох); звук [м] надо направлять в нос, он должен быть звучным; выполнить такие же действия, прижимая правую ноздрю.

«Аист» - стоять прямо, поднять руки в стороны, одну ногу, согнув в колене, вынести вперед и зафиксировать положение на несколько минут, удерживая равновесие; на выдохе опустить ногу и руки, тихо произнося "ш-ш-ш" (6-7 раз).

«Маятник» - сесть по-турецки, руки на затылке; спокойно вдохнуть (пауза 3 сек), наклониться вперед - выдох, возвратиться в исходное положение - вдох. Повторить 3 - 4 раза.

«Охота» - закрыть глаза, по запаху определить, что за предмет перед вами (апельсин, духи, варенье и т.д.)

«Шарик» - представить себя воздушными шариками; на счет 1, 2, 3, 4 сделать четыре глубоких вдоха и задержать дыхание. Затем на счет 1 - 5 медленно выдохнуть.

«Каша» - вдыхать через нос, на выдохе произнести слово "пых". Повторить не менее 6 раз.

«Ворона» - сесть прямо, быстро поднять руки через стороны вверх - вдох, медленно опустить руки - выдох. Произнести: кар-р-р!

«Покатай карандаш» - вдохнуть через нос и, выдыхая через рот, прокатить по столу круглый карандаш.

«Греем руки» - вдыхать через нос и дуть на озябшие руки, плавно выдыхая через рот, как бы согревая руки.

«Пилка дров» - встать друг против друга парами, взяться за руки и имитировать распиливание дров; руки на себя - вдох, руки от себя - выдох.

«Дровосек» - встать прямо, ноги чуть уже плеч; на выдохе сложить руки топориком и поднять вверх. Резко, словно под тяжестью топора, вытянутые руки на выдохе опустить вниз, корпус наклонить, позволяя рукам "прорубить" пространство между ногами. Произнести "ух". Повторить 6 - 8 раз.

«Сбор урожая» - встать прямо, поднять руки вверх, чтобы достать яблоки - вдох (пауза 3 сек). Опустить руки, наклонить корпус вперед и вниз - выдох. Повторить 3 - 4 раза.

«Комарик» - сесть, ногами обхватить ножки стула, руки поставить на пояс. Вдохнуть, медленно повернуть туловище в сторону; на выдохе показать, как звенит комарик - «з-з-з»; быстро вернуться в исходное положение. Новый вдох - и поворот в другую сторону.

«Сыграем на гармошке» - встать прямо, ноги слегка расставить, руки на поясе. Вдохнуть (пауза 3 сек). Наклон в левую сторону - медленно выдохнуть, растянув правый бок. Исходное положение - вдох (пауза 3 сек). Наклон в правую сторону - медленно выдохнуть. Повторить 3 - 4 раза.

«Трубач» - поднести к губам воображаемую трубу. Имитируя движения трубача, нажимать пальцами на воображаемые клавиши, на выдохе произнося «ту-ту-ту» (10 - 15 сек).

«Жук» - сесть, руки развести в стороны, немного отведя их назад - вдох. Выдыхая, показать, как долго жужжит большой жук - «ж-ж-ж», одновременно опуская руки вниз.

«Шину прокололи» - сделать легкий вдох, выдыхая, показать, как медленно выходит воздух через прокол в шине - «ш-ш-ш».

Консультация для родителей «Профилактика плоскостопия»

Под плоскостопием понимают деформацию, сопровождающуюся уплощением сводов стопы. Плоская стопа встречается у детей чрезвычайно часто. Она характеризуется опусканием ее продольного или поперечного свода, а в дальнейшем появляются и тяжёлые симптомы: быстрая утомляемость, боли при ходьбе.

Основные причины развития плоскостопия:

  • слабость мышц и связочного аппарата, принимающих участие в поддержании свода;
  • тесная обувь, особенно с узким носком или высоким каблуком, толстой подошвой, так как они лишают стопу ее естественной гибкости. При ходьбе на высоких каблуках происходит перераспределение нагрузки: с пятки нагрузка перемещается на область поперечного свода, который не выдерживает не свойственной ему перегрузки, и начинается формирование поперечного плоскостопия.
  • длительная и чрезмерная нагрузка, которая ведет к переутомлению мышц и к стойкому опущению сводов.

Поэтому в основе профилактики плоскостопия лежит:

  • укрепление мышц, сохраняющих свод;
  • ношение рациональной обуви;
  • ограничение нагрузки на нижние конечности.

В осуществлении первой задачи ведущая роль принадлежит физическим упражнениям. Программа по физической культуре детском саду в достаточной мере насыщена упражнениями, укрепляющими опорно-двигательный аппарат нижних конечностей (ходьба, бег, прыжки, приседания, подвижные игры и др.), что, несомненно, способствует повышению выносливости нижних конечностей. И все же использование специальных упражнений дома необходимо.

Однако гимнастика для детей с плоскостопием не должна состоять только из упражнений, укрепляющих мышцы ног. Это будет вызывать утомление мышц стопы. Специальные упражнения для стоп должны применяться в сочетании с общеразвивающими упражнениями для мышц верхнего плечевого пояса, туловища, ног.

Специальные упражнения:

Ходьба на носках, пятках, носками внутрь, на наружных сводах стопы, высоко поднимая колени, с поджатыми пальцами, поднятыми пальцами, в полуприседе и в полном приседе («гусиным шагом»).

Эти упражнения выполняют не менее одной минуты каждое, предварительно можно сделать для ног солевую ванночку из расчета 100г поваренной соли на 1л воды при температуре воды 28—32 °С.

Приведенные упражнения полезны и тем, кто устает при ходьбе.

Наблюдение за состоянием стоп ребенка желательно проводить регулярно. Для определения состояния стоп на гладкую поверхность (картон, доску и т. п.) кладут чистый лист бумаги. Ребенок становится на него так, чтобы носки и пятки обеих стоп были параллельны, а расстояние между стопами соответствовало примерно ширине ладони взрослого. Затем контуры стоп обводятся карандашом и помечаются цифрой 1.

После этого ребенок, не сходя с места и опираясь о руку взрослого, немного приподнимает правую ногу и полностью опирается на левую ногу, контур которой нужно в этом положении обвести и пометить цифрой 2. Аналогично обводят и контур правой ноги. После этого сравнивают контуры ног первого и второго измерений. Если они полностью совпадают, состояние стоп в пределах нормы. При уменьшении контура стопы второго измерения (стояние на одной ноге) состояние стоп отличное, а при увеличении — плохое.

 

Обратите внимание на обувь ребёнка

Она должна быть тщательно подобрана: соответствовать размеру ноги ребёнка и плотно охватывать, но не сдавливать стопу. Подошва обуви должна быть достаточно гибкой, каблук невысокий (не более 2 – 3см), носок – широкий, кожа мягкая.

Печать