МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №170» г. о. Самара, +7 (846) 224-01-20, 443090, г. Самара, ул. Советской Армии, д. 165 А

Логопедическая работа

Программа логопедической работы в группах для детей с общим недоразвитием речи

Целью логопедической работы в группе для детей с ОНР является комплексная подготовка детей к обучению в школе. В связи с этим логопедическая работа направлена на решение задач, связанных с дальнейшим развитием и совершенствованием фонетического, лексико-грамматического строя языка, связной речи, а также с подготовкой детей к овладению грамотой.

Задачи коррекционно-логопедической работы

Совершенствование фонетического строя языка

1. Закрепление навыков четкого произношения звуков (гласных и согласных), имеющихся в речи детей.

2. Формирование умения дифференцировать на слух в речи сохранные звуки с опорой на их акустические и артикуляционные признаки, на наглядно-графическую символику.

3. Развитие умения дифференцировать звуки по парным признакам, оппозиционные звуки, формирование тонких звуковых дифференцировок.

4. Исправление произношения нарушенных звуков

5. Закрепление произношение звуков изолированно, в составе слогов, слов, фраз, текстов.

6. Отработка произношения слов различной слоговой структуры.

7. Введение слов различной слоговой структуры в самостоятельное высказывания.

8. Совершенствование навыков употребления в речевом контексте слов сложной слоговой структуры и звуконаполняемости.

9. Воспитание правильной ритмико-интонационной и мелодической окраски речи.

Совершенствование лексико-грамматических средств языка

1. Актуализация и активизация словаря.

2. Активизация навыков словообразования и словоизменения.

3. Подбор антонимов и употребление их в речи.

4. Подбор синонимов и употребление их в речи.

5. Объяснение значения слов с опорой на его словообразовательную структуру.

5. Употребление в речи простых и сложных предлогов.

6. Объяснение переносного значения слов.

7. Подбор однокоренных слов, относящихся к разным частям речи.

Развитие связной речи

1. Выделение отличительных признаков предметов, объектов. Составление загадок с опорой на эти признаки.

2. Сравнение предметов, объектов. Составление рассказов-описаний каждого из них.

3. Подбор слов-рифм. Составление пар, цепочек рифмующихся слов. Составление словосочетаний с рифмами.

4. Составление предложений по опорным словам.

5. Составление повествовательного рассказа на основе события, процесса, дробно разделенного на отдельные действия.

6. Распространение предложений путем введения однородных членов (сказуемых, подлежащих, дополнений, определений).

7. Составление рассказа:

а) по картине;

б) по серии сюжетных картинок.

8. Заучивание потешек, стихотворений.

9. Пересказ рассказа, сказки по картине с опорой на вопросный план и без него.

10. Творческое составление предложений (с элементами небылиц, фантазийными фрагментами).

11. Составление рассказов с элементами творчества (путем дополнения, изменения отдельных эпизодов).

Подготовка к овладению элементами грамоты

1. Развитие произвольного внимания, слуховой памяти.

2. Закрепление понятия «звук», «слог», «предложение».

3. Совершенствование навыков различения звуков; речевых и неречевых, гласных – согласных, твердых – мягких, звонких – глухих, а также звуков, отличающихся способом и местом образования, и т. д.

4.Закрепление понятий, характеризующих звуки: глухой, звонкий, твердый, мягкий, введение нового понятия ударный гласный звук.

5. Формирование умения выделять начальный гласный звук, стоящий под ударением, из состава слова.

6. Анализ звукового ряда, состоящего из ряда гласных звуков.

7. Анализ и синтез обратного слога.

8. Формирование умения выделять:

а) последний согласный звук в слове;

б) первый согласный слог в слове;

в) гласный звук в положении после согласного (в слогах, словах).

9. Анализ и синтез прямых слогов типа.

10. Знакомство с буквами, соответствующими правильно произносимым звукам; анализ их оптико-пространственных и графических признаков.

11. Составление из букв разрезной азбуки слогов: сначала обратных, потом – прямых.

12. Звуко-буквенный анализ и синтез слогов.

13. Развитие:

а) оптико-пространственных ориентировок;

б) графо-моторных навыков.

Модель выпускника

  • Речь выпускника максимально приближена к возрастной норме.
  • Владеет диалогической и монологической речью. Умеет адекватно формулировать вопросы и отвечать на вопросы окружающих, подробно и логично рассказывать о событиях реального мира, пересказывать близко к оригиналу художественные произведения, осуществлять творческое рассказывание и т. д.
  • Сформирован лексико-грамматический срой языка. Выпускник адекватно понимает и употребляет в речи слова, простые и сложные предлоги, владеет навыками словообразования и словоизменения.
  • Фонетическое оформление речи соответствует нормам родного языка.
  • Сформированы операции звуко-слогового анализа и синтеза и элементарные навыки грамоты (чтение и печатание некоторых букв, слогов, коротких слов).

Печать E-mail