Советы педагога-психолога
Помощь ребёнку и родителям в новом этапе подготовки к детскому саду
Уважаемые мамы и папы!
Ваш малыш подрос и уже скоро станет посещать детский сад. Для него очень сложно понять, почему мама отдает его в неизвестное место, почему она уходит, а не остается вместе с ним. И вы тревожитесь о том, будет ли он болеть, капризничать, расстраиваться при расставании.
Вы должны знать и не пугаться того, что привыкание к новым условиям проходит не у всех детей одинаково. Одни дети хорошо себя чувствуют уже на 3-4-й день и привыкают к новым условиям жизни без изменений психического состояния и поведения. У других период адаптации длится месяц, а иногда и более.
В адаптационный период возрастает возможность заболевания ребенка, поскольку под влиянием эмоционального напряжения снижаются защитные силы организма.
конечно, привыкая к новым условиям, малыши плачут.
Плач — эмоциональная разрядка, по-другому они пока не научились снимать нервное напряжение. Но, как подметили практики, самые «плаксивые» поначалу потом становятся наиболее привязанными к детскому саду.
Как подготовить ребенка к поступлению в детский сад?
Вот несколько рекомендаций от педагога-психолога, которые могут помочь в этом процессе:
1. Эмоциональная подготовка:
- Обсуждение: поговорите с ребенком о том, что такое детский сад, что там будет происходить, кто будет рядом. Используйте простые и понятные слова.
- Игровая форма: играйте в «детский сад» дома. Позвольте ребенку проиграть сценарии, которые он может встретить: знакомство с воспитателем, игры с другими детьми.
- Положительные эмоции: подчеркивайте положительные аспекты детского сада, такие как новые друзья, интересные игры и занятия.
2. Социальные навыки:
- Игра с другими детьми: организуйте встречи с детьми, чтобы ваш ребенок мог развивать навыки общения и сотрудничества.
- Уважение к другим: учите ребенка делиться игрушками, ждать своей очереди и проявлять заботу о других.
3.Самостоятельность:
- Бытовые навыки: поощряйте ребенка самостоятельно одеваться, есть, умываться и пользоваться туалетом.
- Ответственность: давайте ребенку простые задания по дому (например, убрать свои игрушки), чтобы он почувствовал свою значимость.
4.Режим дня:
- Соблюдение режима: постепенно приучайте ребенка к режиму дня, который будет схож с распорядком в детском саду (время пробуждения, приема пищи, сна).
- Постепенность: если возможно, за несколько недель до начала посещения детского сада начните вводить новый режим.
5. Развитие навыков:
- Чтение и игры: читайте книги и играйте в развивающие игры, которые помогут ребенку развивать мышление и внимание.
- Творчество: занимайтесь творческими занятиями (рисование, лепка), чтобы развивать мелкую моторику и воображение.
6. Психологическая поддержка:
- Слушайте ребенка: обращайте внимание на его чувства и переживания. Если он боится или не хочет идти в детский сад, обсудите это.
- Положительное подкрепление: хвалите ребенка за его достижения и усилия в подготовке к детскому саду.
7. Знакомство с детским садом:
- Посещение: если возможно, посетите детский сад заранее вместе с ребенком. Позвольте ему увидеть группу, познакомиться с воспитателем.
- Общение с другими родителями: обсуждение с другими родителями может помочь вам получить полезные советы и поддержку.
Когда трудно расставаться с родителем.
1. Через некоторое время наступает момент, когда ребенок начинает понимать, что мама уходит, и он будет скучать без нее. Начинается трудное расставание. Важно не командовать ребенком «мне же на работу надо» (а у ребенка мысль, что мама его променяла на какую-то работу), «перестань плакать, вон, детки другие не плачут».
2. Здесь важно поддержать ребенка, озвучить его эмоцию, желание " Я скоро приду за тобой. Давай, поцелую". Прощание не должно быть долгим, но как ритуал, например, поцелуй в щеку и игрушка, взятая из дома, должны присутствовать. Часто после ухода родителя, дети сразу успокаиваются и играют в игры или общаются с другими. Если расставание с мамой очень трудно, то пусть ребенка отводит в сад менее значимый для него человек из семьи, например, бабушка или тетя, с ними ребенку легче будет расстаться.
3. Если у родителя есть тревога за оставленного малыша в детском саду, то она передается и ребенку. Как же снять ее? Попробуйте, опять же, поиграть с малышом в детский сад, в игре можно увидеть поведение воспитателя, если ребенку дать эту роль. Так же, в игре можете увидеть причины нежелания идти в детский сад. Обыграть их в положительном ключе. С ребенком постарше можно нарисовать детский сад.
4. После детского сада желательно обнимать и ласкать дольше обычного, играть в контактные игры, совместно что-то делать, например, рисовать рисунок. Очень помогает прием ванной после сада. Во-первых, ванна расслабляет. После трудного дня — самое оно! Во-вторых, в ванной очень близкий контакт с Вами.
5. И помните: Радостное настроение малыша в наших руках!
Подготовка к детскому саду — это совместный процесс для родителей и детей. Важно помнить, что каждый ребенок уникален, и подход к подготовке может варьироваться в зависимости от его индивидуальных потребностей и особенностей.
Требования к ребёнку должны быть последовательны и доступны. Тон, которым сообщается требование, выбирайте дружественно-разъяснительный, а не повелительный.
Планируйте свое время так, чтобы в первые
В период адаптации важно предупреждать возможность утомления или перевозбуждения, необходимо поддерживать уравновешенное поведение детей. Будьте спокойными, терпеливыми, внимательными и заботливыми. Радуйтесь при встрече с ребёнком, говорите приветливые фразы: я по тебе соскучилась; мне хорошо с тобой. Обнимайте ребёнка как можно чаще.
Условия уверенности и спокойствия ребёнка — это систематичность, ритмичность и повторяемость его жизни, т. е. четкое соблюдение режима.
Консультация для педагогов и родителей «Работа по коррекции детской агрессивности»
«Ребенка можно сравнить с зеркалом. Он отражает любовь, но не начинает любить первым. Если детей одаривают любовью, они возвращают её. Если им ничего не дается, им нечего возвращать. Безусловная любовь отражается безусловно, а обусловленная любовь и возвращается в зависимости от тех или иных условий».
Росс Кэмпбелл.
Так с чего же начать! Первое и наиболее важное — ДОМ, т.е. Семейный Очаг. Принципиально существенны взаимоотношения между супругами. По важности они перевешивают другие отношения, в том числе и отношения родителей и детей. То, насколько подлинные душевные узы связывают родителей и детей, и то, насколько ребенок ощущает своё место в мире и свою безопасность, зависит от того, насколько глубокие и крепкие отношения между мужем и женой.
Второе по важности — это настоящая любовь, безоговорочная, безусловная и не зависимая ни отчего. Это и есть фундамент, на котором основаны надежные взаимоотношения со своими детьми, именно это может обеспечить реализацию потенциальных возможностей и талантов ребенка в полной мере.
Понимание агрессии:
1. Причины агрессии: понять, что агрессия может быть вызвана разными факторами: трудности в общении, недостаток навыков саморегуляции, страх, фрустрация или даже подражание поведению взрослых.
2. Эмоциональная грамотность: помогите детям распознавать и называть свои эмоции. Используйте простые слова и картинки с изображением лиц, отражающих разные чувства, эмоций.
Игры и упражнения для снижения агрессии:
1. Ролевые игры: Предложите детям разыграть ситуации, в которых они могут практиковать навыки разрешения конфликтов.
Например, «что делать, если кто-то забрал твою игрушку?».
2. Игры на сотрудничество: Занимайтесь совместными играми, где необходимо работать в команде, например, строить что-то вместе или выполнять задания.
3. Дыхательные упражнения: Научите детей простым дыхательным техникам. Например, «дуй как ветер» — вдох через нос и выдох через рот, представляя, что они дует на легкий предмет (например, бумажный кораблик, на водочку и т.д.).
4. Физическая активность: включите в занятия физические упражнения или танцы, которые помогут выпустить накопленную энергию.
5. Творческие занятия: рисование, лепка из пластилина или другие виды творчества могут помочь детям выразить свои чувства и снизить уровень стресса.
Поддержка и взаимодействие:
1. Позитивное подкрепление: поощряйте хорошее поведение. Когда ребенок ведет себя мирно или решает конфликт мирным путем, отмечайте это и хвалите его.
2. Обсуждение последствий: объясняйте ребенку последствия его агрессивного поведения.
Например, как это влияет на других детей. Не стоит акцентировать внимание на незначительных агрессивных поступках. Обсуждая проявления агрессивности, важно говорить о действиях, но не о личностных качествах («ты поступил жестоко», а не «ты жестокий»).
3. Создание безопасной среды: убедитесь, что дома есть место для спокойной игры и отдыха, где дети могут успокоиться.
Чтобы не произошло закрепление агрессии как предпочтительного способа взаимодействия, необходимо придерживаться гармоничного стиля воспитания, демонстрировать способы улаживания конфликтов мирным путем, относиться к ребенку с уважением, позволять проявления гнева в безопасной форме.
Сегодня я рассказала, как проявляется агрессия у детей дошкольного возраста, о причинах её возникновения, и как родителям реагировать на её проявление.
Желаю, чтобы в вашей семье всегда царил только мир и покой, любовь и полное взаимопонимание со своими детьми.
Влияние родительских установок на развитие детей (рекомендации родителям)
Душевная жизнь человека чрезвычайно сложна, т.к. психика состоит из двух взаимоопределяющих составных: осознаваемое и несознаваемое — сознание и подсознание.
В неосознаваемой сфере очень важное значение имеет фиксированное отношение к себе, к другим и к жизни в целом. Определяют это установки и психологическая защита. Родителям особенно важно понять, какую роль в эмоционально-личностном развитии ребёнка играют родительские установки. Бесспорно, родители — самые значимые и любимые для ребёнка люди. Авторитет, особенно на самых ранних этапах психоэмоционального развития, непререкаем и абсолютен. Вера в непогрешимость, правоту и справедливость родителей у ребёнка непоколебима: «Мама сказала…», «Папа велел…» и т.д.
В отличие от сформировавшейся личности, ребёнок 3-4 лет не владеет психологическими защитными механизмами, не способен руководствоваться осознанными мотивами и желаниями. Родителям стоит осторожно и внимательно относиться к своим словесным обращениям к ребёнку, оценкам поступков ребёнка, избегать установок, которые впоследствии могут отрицательно проявиться в поведении ребёнка, делая его жизнь стереотипной и эмоционально ограниченной.
Установки возникают повседневно. Они случайны, слабы, другие принципиальны, постоянны и сильны, формируются с раннего детства, и чем раньше они усвоены, тем сильнее их действие. Раз возникнув, установка не исчезает и в благоприятный для неё момент жизни ребёнка воздействует на его поведения и чувства. Оружием против негативной установки может стать только контрустановка, причём постоянно подкрепляемая положительными проявлениями со стороны родителей и окружающих. Например, контрустановка «Ты всё можешь» победит установку «Неумеха, ничего у тебя не получается», но только в том случае, если ребёнок будет действительно получать подтверждение своим способностям в реальной деятельности (рисование, лепка, пение и т.д.).
Несомненно, большая часть родительских установок положительна и способствует благоприятному развитию личного пути ребёнка. А раз они помогают и не мешают, то и осознавать их не обязательно. Это своеобразные инструменты психологической защиты, помогающие ребёнку сохранить себя и выжить в окружающем мире.
Как часто вы говорите детям:
Я сейчас занят(а)…
Посмотри, что ты натворил!!!
Как всегда неправильно!
Когда же ты научишься!
Сколько раз тебе можно повторять!
Ты сведёшь меня с ума!
Что бы ты без меня делал!
Вечно ты во всё лезешь!
Уйди от меня!
Встань в угол!
Все эти «словечки» крепко зацепляются в подсознании ребёнка, и потом не удивляйтесь, если вам не нравится, что ребёнок отдалился от вас, стал скрытен, ленив, недоверчив, неуверен в себе.
А эти слова ласкают душу ребёнка:
Ты самый любимый!
Ты очень многое можешь!
Что бы мы без тебя делали?!
Иди ко мне!
Садись с нами…!
Я помогу тебе…
Я радуюсь твоим успехам!
Что бы не случилось, наш дом – наша крепость.
Расскажи мне, что с тобой…
Подготовила
педагог-психолог МБДОУ детского сада №365 г.о. Самара
Мушенок Ю.А.
Магические «можно» и «нельзя» (консультация для родителей)
«Мне надоели, мамочка, твои «нелзялки».
Скажи мне, я твоя чужая дочь?»
Наконец-то Вы примирились с кризисом и упрямством в ожидании лучших перемен и вдруг… снова подводные камни. И где только взять выдержку и терпение, чтобы эти сюрпризы принять.
Вчера он потребовал для игры вазу, взял нож, подточить карандаш… Вы начали объяснять ему что это нельзя. А он, не слушая объяснений, как закричит, как затопает ногами, весь покраснел, волосы стали мокрыми, залился слезами и бросился на пол.
Дать вазу — разобьет, нож — порежется. Все запретишь — станет неуправляемым. Что делать? И есть ли выход?
Но прежде чем искать выход, попробуем разобраться с чем связана агрессивность малыша.
Работа головного мозга — сложнейшее соотношение процессов возбуждения и торможения. У взрослого одновременно с возбуждением фиксируется и процессы торможения, которые не позволяют возбуждению охватить весь мозг, у ребенка возбуждение обычно превалирует над торможением. Он просто не может свое поведение еще регулировать социальными нормами и волевыми усилиями. Особенно если мы муштруем его бесконечными «нельзя».
«Нельзя», конечно же, необходимы, чтобы малыш усвоил нормы поведения людей. Но круг их должен быть адекватен.
К примеру, он просит вазу не говорите сразу нельзя, а лучше разочарованно, махнув на вазу рукой, возьмите ее поднесите, искренне сетуя, что она тяжелая и с ней невозможно играть. Как только ребенок прикоснется к ней верните ее на стол, и без промедления, не давая ребенку опомниться переключите его внимание в новое русло. Возьмите карандаши нарисуйте другую вазу, придумывая занимательную историю.
Когда же вместо «отвлекающего маневра» звучит категоричное нельзя ваш малыш очередной запрет воспримет как сигнал к началу негативных действий.
Советы родителям как вести себя с ребенком, который устраивает сцены
- -Запреты всех взрослых должны быть одинаковыми.
- -Не утешать ребенка запретными вещами.
- -Знайте, что ребенок не просто не соглашается с Вами, он испытывает ваш характер и находит в нем слабые места, чтобы воздействовать на них при отстаивании своей независимости. Он по нескольку раз в день перепроверяет у Вас, действительно ли то, что Вы запрещаете ему, запрещено, а может быть можно. И если есть хоть малейшая возможность «можно», то ребенок добивается своего не у Вас, так у папы, бабушек и т.д.
- - Ликвидировать все агрессивные формы поведения среди близких, помните ребенок подражает Вам.
- -Если Вы что-то разрешили вчера, то разрешите это и сегодня.
- -Когда ребенок настроился на «сцену», моментально переключите внимание, превратив все в игру.
- - «Воинственность» ребенка можно погасить своим спокойствием.
- - Что-то требуя от ребенка, учитывать его возможности, а не то как Вам хотелось бы это видеть.
- - Старайтесь чаще говорить «можно».
Как не надо вести себя родителям с ребенком, который устраивает сцены
- -Запрещать все без конца, не учитывая возрастных особенностей ребенка.
- -Входить в дебаты с рассерженным ребенком и шантажировать его.
- -Свое плохое настроение все время разряжать на ребенке.
- -Практически не говорить ему «можно».
- -Постоянно говорить ему, что он плохой. Помните, что отрицательная оценка взрослых формирует отрицательную самооценку у малыша, что впоследствии затруднит его общение с внешним миром.
- -Использовать агрессивные методы воспитания. Агрессивность — это следствие враждебности, а воспитательные мероприятия — не орудия сражения.
Воспитание — это не поле боя.
Любите и уважайте своего ребенка!
Посеешь поступок — пожнешь привычку,
Посеешь привычку — пожнешь характер,
Посеешь характер — пожнешь судьбу!
Рекомендуемая литература
Кряжева Н.А. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль 1997 г.
Гиппенрейтер Ю.Б. Продолжаем общаться с ребенком ТАК? Москва 2008 г.
Лешли Дж. Работать с маленькими детьми: поощрять их развитие и решать проблемы. Москва 1991 г.
Подготовила
педагог-психолог МБДОУ детского сада №365 г.о. Самара
Мушенок Ю.А.