Советы педагога
Образовательный маршрут для родителей. Тема «Путешествие по Самаре»
Составила воспитатель
средней группы ОНР
Кузьмина Ирина Владимировна
Человек является, прежде всего, сыном своей страны,
гражданином своего отечества, горячо принимающим к сердцу его интересы.
(Белинский В.Г.)
Цель: формирование первичных представлений о малой Родине, о социокультурных ценностях нашего города.
Задачи
- вызвать интерес и желание как можно больше знать о родном городе, уточнить и обобщить эти знания
- воспитывать чувство гордости за свой город
- развивать исследовательский интерес, любознательность, творческое воображение.
Актуальность: для того, чтобы по-настоящему любить свой край, нужно хорошо знать его историю, традиции, обычаи. И в этом Вы, уважаемые родители, должны помочь вашему ребенку. Задача родителей - помочь растущему человеку открывать Родину в том, что ему близко и дорого - в ближайшем окружении. Это парк, где малыш гуляет, двор, где играет, детский сад, который для него является вторым домом. Все это, пока ребенок мал, воспринимается им как неотъемлемая часть его жизненно необходимой среды, без которой он не мыслит свое "я". Любой край, область, город имеют свои особенности. Надо показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками. Расширить круг представлений о родном городе, дать о нем некоторые доступные для ребенка исторические сведения, показав все то, что свято чтут люди, - значит раздвинуть горизонты познаваемого, заронив в детское сердце искорку любви к Родине.
1 ВЕЧЕР
Уважаемые родители!
Дошкольный возраст – это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления о человеке, его возможностях, обществе, культуре, окружающем мире. Очень важно привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родной страны, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм, формируется активная жизненная позиции.
При воспитании патриотических чувств важно поддерживать в детях интерес к событиям и явлениям общественной жизни, беседовать с ними о том, что им близко и интересно.
К сожалению, не все дети с удовольствием слушают исторические факты из жизни родного города, не понимают значимости патриотических чувств. Поэтому мы, взрослые, должны помочь детям раскрыть в них патриотические чувства.
Предлагаю вам вместе со своим ребенком на некоторое время превратиться в исследователей, чтобы шаг за шагом, работа по формированию знаний о социокультурных ценностях нашего города сделала наших детей более любознательными, позволила им гордиться своим городом - Самара.
Самара – это город с богатой историей и классической русской архитектурой, где на фоне зеленых холмов и величественной реки Волги сочетаются золотые купола храмов и сверкающие фасады современных зданий. В нем живет более миллиона населения. Своим названием город обязан речке Самаре, на которой он стоит. Отдал приказ о постройке крепости, вокруг которой постепенно разросся городок, царь Федор, некогда правящий Российской империей. Указ был подписан в 1753 году, который и принято считать датой основания Самары. Интересно, что в советское время этот центр Среднего Приволжья был переименован в Куйбышев. Так что с 1935 по 1991 года Самара носила именно это имя.
Предлагаю пройтись по ссылке: http://www.smr-info.ru/smr-history.html
и почитать историю, откуда произошло название нашего города и его историю становления.
А по этой ссылке можно посмотреть видео, как зарождался город:
https://www.youtube.com/watch?time_continue=282&v=8p7_j1vPN-U
2 ВЕЧЕР
Добрый вечер!
Сегодня я вам предлагаю послушать песни про наш любимый город и
отгадать загадки..
Песня о Самаре (Евгений Лихачёв) https://www.stihi.ru
Песня о Самаре (автор Л.Острецов) https://www.chitalnya.ru/work/144305/
«Вальс речной волны» (А. Азарова) https://www.youtube.com
Город наш стоит веками
Над прекрасною рекой.
Знает каждый горожанин
Пляж вдоль речки голубой. (Самара)
Здесь жонглеры выступают,
Книжки кошечки читают.
Клоун всех вас рассмешит.
По арене тигр бежит (цирк)
Артист на сцене – кукловод,
А зритель в зале там - народ.
Артисту смотрят все на руку,
Что за театр? (Театр кукол)
Артисты там работают
А зрители им хлопают
Спектакль в цирке - на арене,
В театре кукол где? - На...(Сцене)
Он по сцене ходит, скачет,
То смеется он, то плачет!
Хоть кого изобразит, —
Мастерством всех поразит!
И сложился с давних пор
Вид профессии — ... (Актер)
В городе деревьев мало
И гулять стремятся все,
Уходя на два квартала
От проспектов и шоссе.
Тут прохладно средь аллей
И зеленых тополей. (парк)
Это очень странный сад,
Звери в клетках там сидят,
Его парком называют,
Люди в парке отдыхают .
Там укрытия, вольеры,
За забором ходят звери .
Как мы этот парк зовем
И смотреть зверей идем? (Зоопарк)
3 ВЕЧЕР
И снова здравствуйте!!!!!
Те места, которыми гордится город, относятся к различным временным отрезкам, так что тут есть, что посмотреть и куда пойти гостям города. Исторический центр находится на юге города, на правом берегу реки Самары. Сам город просто изобилует удивительными по красоте достопримечательностями.
Предлагаю рассказать детям о достопримечательностях нашего города, пройдя по ссылке:
http://aviamaniya.ru/samara-dostoprimechatelnosti-foto-s-opisaniem/
Можно посмотреть видео:
https://www.youtube.com/watch?time_continue=30&v=lBr8QtHaPYk
4 ВЕЧЕР
Добрый вечер, а сегодня предлагаю вам поиграть в игру «КТО БОЛЬШЕ ЗНАЕТ?»
- Как называется река, на которой стоит город Самара? (Волга)
- Какие вы знаете парки нашего города? ( Парк имени Юрия Гагарина, парк Победы, Струковский парк)
- Назовите главную площадь города Самары (Площадь Куйбышева)
- Как называются горы в Самарской области (Жигулевские горы)
- Как называется площадь, куда жители города приходят почтить память солдат, - погибших в Великую отечественную войну? (Площадь Славы)
- Как называется часть города, которая находится около реки? (Набережная)
- Театры нашего города (Самарский академический театр драмы, Самарский театр центр юного зрителя «СамАрт», Самарский театр кукол, Самарский театр оперы и балета)
- Какое мероприятие проходило в 2018 году? (Чемпионат Мира по футболу).
Составьте с ребёнком рассказ «Где я люблю отдыхать в нашем городе».
Вместе с детьми сделайте игру - «Разрезные картинки».
Надо распечатать картинки с достопримечательностями Самары и разрезать их в виде пазлов. Затем предложить ребенку собрать пазлы.
А картинки можно выбрать здесь
Удачи вам!!!!!!
5 ВЕЧЕР
И снова здравствуйте!!!
А вы знаете, что самый известный самарский голова, Петр Владимирович Алабин, был уверен, что правильно организованный музей — это лучший способ провести полезные и необходимые сведения из истории города или страны в народные массы.
Музей — это уникальная возможность сохранить и поделиться с потомками самым важным и значимым. Знакомство с ними — дело безусловно нужное и важное. Разумеется, если у путешественника изначально присутствует желание понять город и на время стать его частью. Но что входит в эти самые ключевые достопримечательности города? В первую очередь ключевые достопримечательности города - это музеи и театры города, так сказать, два главных кита всей городской истории.
Что такое музей и для чего он нужен? Ответ на этот вопрос сможете найти на ссылке:
https://samara.sutochno.ru/info/muzei_i_teatri_samari
А видео Самарского кукольного театра можете посмотреть на этой: https://vk.com/away.php?to=https%3A%2F%2Fyoutu.be%2Fvqy_iV4Hcps&cc_key=
6 ВЕЧЕР
Привет всем
А вы знаете, что в 1970-80 гг. в Самаре снимали мультфильмы, которые смотрели не только дети всего Советского Союза, но и в братских соцстранах. О самарских (тогда - куйбышевских) мультипликаторах писали в газетах и журналах. 15 из 28 куйбышевских мультфильмов были сняты по сказкам знаменитых самарских писателей - братьев Бондаренко. В самые лучшие для мультипликации времена в Куйбышеве один фильм снимали пять-шесть человек, а в худшие – один единственный художник-мультипликатор Виктор Спичек (1946-2006). Работал Виктор Александрович в Куйбышевском комитете по телевидению и радиовещанию. Создание забавных героев для детей стало делом его жизни. Он сам писал стихи, рисовал эскизы, был и художником, и режиссёром. Все его персонажи обладали выразительной, запоминающейся внешностью, которую он зачастую срисовывал с друзей и знакомых. Старшее поколение телезрителей, конечно же, помнит доброго медвежонка Ивашку, Зайца, Лосёнка и Сверчка, сказочные персонажи Лень и Скрипа.
Посмотрите с детьми мультфильмы, которые были сняты на студии «Куйбышев телефильм»: «Приключения Ивашки» (1973), «Волшебный мешочек» (1975), «Заяц, Скрип и скрипка» (1976), «Утренняя песенка» (1976), «Беда» (1978), «Лесные сказки. Фильм 1» (1978), «Солнечный зайчик» (1978), «Семь братьев» (1980), «Странный зверь» (1980), «Лень» (1981), «Почему заяц прячется» (1982).
В выходной день, всей семьей, предлагаем посетить: парки города, набережные, музеи.
Наш маршрут подошел к концу.
Всем до свидания, до новых встреч. В следующем выпуске я вам расскажу об истории возникновения дымковских игрушек.
До свидания !!!!!!
Крепкий сон ребёнка (консультация для родителей)
Очень важно отрегулировать ритм сна, особенно время укладывания и засыпания малыша, ведь утром он должен вставать раньше, чтобы пойти в детский сад.
Конечно, родители, зная особенности своего ребёнка, могут сами решать, когда ему готовиться ко сну. Некоторые берут за ориентир детскую передачу «Спокойной ночи, малыши!».
Переход от дневной активности к ночному покою должен происходить постепенно. После ужина надо предоставить ребёнку немного времени, чтобы вместе с ним «распрощаться» с событиями прошедшего дня. Предложите ему какое-нибудь спокойное занятие: порисовать, поиграть со своими любимыми игрушками, поговорите о пережитых за день впечатлениях. Это может стать постоянным ритуалом перед отходом ко сну.
Включайте в вечерний ритуал также раздевание и умывание, два-три раза в неделю полноценное купание. Привычные неспешные действия настраивают ребёнка на спокойный сон.
Наконец ребёнок в кровати. Это самое подходящее время для чтения или рассказывания сказки. Вспомните, как в детстве вы с большим удовольствием слушали вечерние сказки мамы, папы, бабушки или дедушки, ощущали заботу близких людей.
И если вам не посчастливилось пережить такие чувства, вы наверняка хотите, чтобы подобное испытал ваш ребёнок.
Чтение вслух не только доставит огромную радость малышу, но и разовьёт его интеллект, фантазию.
Что рекомендуется читать или рассказывать вечером перед сном?
Не страшные сказки и выдуманные истории (если у вас богатая фантазия). Можно сочинить историю, героем которой будет ваш ребёнок. Он может стать участником пережитых днём событий, которые разворачиваются в знакомом ему месте, с его любимыми игрушками. Героями истории могут быть животные, которых ребёнок видел в зоопарке или на картинках. История всегда должна хорошо заканчиваться, чтобы малыш мог спокойно заснуть.
Некоторые дети просят каждый вечер рассказывать одну и ту же полюбившуюся им историю или сказку. Привычные персонажи и их действия, отсутствие чего-то неожиданного успокаивают ребёнка.
Кроме того, во многих детских сказках как бы скрыты формулировки для засыпания. Произносите их тихим «сказочным» голосом — ребёнок расслабится и медленно заснёт.
Есть и другие способы облегчить переход малыша от дня к ночи.
Убаюкивающее пение мамы (бабушки) успокаивает и расслабляет ребёнка.
Поглаживание. Многие дети любят нежные прикосновения, например поглаживание по голове, лёгкий массаж ног и живота.
Успокаивающее питьё. Пара глотков тёплого молока или чашка чая из мелиссы могут способствовать здоровому сну, не давая при этом побочных эффектов.
Спутник для сна. Ребёнок спокойно засыпает, если рядом с ним его любимый друг—медвежонок или кукла.
Гаснущие звёзды. Можно сделать звёзды из блестящей фольги и прикрепить их к потолку над кроватью ребёнка. Посветите на звёзды фонариком перед тем, как он ляжет спать, полюбуйтесь вместе с ним на это сияние.
Звёзды постепенно погаснут — значит, наступило время сна.
«Берлога для сна». Устройте детскую кроватку так, чтобы ваш малыш чувствовал себя в ней удобно. Пара подушек, положенных у стены, превращают место для сна в уютную «берлогу» и создают ощущение защищённости.
Чтобы вечерний ритуал не перерос в церемонию, грозящую растянуться на долгое время, чтобы не было слёз и капризов, старайтесь придерживаться следующих правил.
Объясните ребёнку, что сегодня будет только одна история или сказка. Не идите на поводу таких его просьб, как «Мама, ну ещё одну книжку с картинками» или «Ещё одну сказку, пожалуйста».
Нежно погладьте малыша, поцелуйте, дайте ему любимую игрушку: «Медвежонок будет охранять твой сон!».
Детей поддерживает близость родителей, они чувствуют себя рядом с ними в безопасности. Скажите ребёнку спокойным голосом «Теперь спи. Мы все рядом, ты не один» Выключите свет и тихо выйдите из комнаты.
Некоторым детям помогает, когда горит ночник или дверь остаётся приоткрытой.
Приведём историю, которую можно почитать (рассказать) ребёнку перед сном. Подчёркнуто разнообразный ритм каждой фразы настраивает ребёнка на сон (на засыпание).
Сначала читайте (рассказывайте) эту историю оживлённо, но постепенно ваш голос должен становиться спокойнее, мягче и тише.
Наступает вечер, уставшие за день животные тоже идут спать.
История из жизни обитателей зоопарка.
Однажды дети с мамами и с папами пришли в зоопарк. В этот день у обезьян было очень много дел: они шутили с детьми, карабкались по деревьям и качались на верёвках.
Львы гордо ходили по клетке, громко рычали, показывая свои огромные гривы.
Тигры бродили по своей территории, рыча время от времени.
Жирафы медленно ходили туда-сюда со своими детьми и ели листья с деревьев.
Огромный слон поднял своим хоботом на свою широкую спину работника зоопарка, а потом «попросил» у одной маленькой девочки зонтик, чтобы развеселить посетителей.
Бурые медведи ели, чистили шерсть и кувыркались.
Страусы бегали на спор, а павлины в ярком оперении гордо прохаживались по клетке.
Взрослые и дети восхищались зверями и пытались разговаривать с ними.
— Ты знаешь, как разговаривают животные? Птицы щебечут, собаки лают…
Постепенно наступил вечер. Солнце зашло за горизонт. Дети с родителями пошли домой ужинать и спать. И животные тоже сейчас лягут спать. Обезьяны подойдут к своему любимому дереву и прижмутся друг к другу. Львица с львёнком уйдут за скалу и лягут спать.
Жираф жуёт всё медленнее. Он устал, и тоже хочет отдохнуть. Огромный слон, сытый и довольный, возвращается на своё место, чтобы лечь спать. Медведи устало трут глаза, кувыркаются несколько раз и все вместе ложатся спать. Птицы тоже устраиваются поудобнее. Они прячут голову под крыло и засыпают. В зоопарке наступает тишина. Охранник зоопарка очень тихо закрывает ворота. Он желает животным спокойного отдыха и идёт домой спать.
Подготовила
воспитатель МБДОУ детского сада №365 г.о. Самара
Субботина Н. Н.
Как сделать зимнюю прогулку с малышом приятной и полезной (консультация для родителей)
Прогулка с маленьким ребенком зимним днем - это всегда опасения как бы не замерз. Если ребенок не занят интересной игрой, не бегает, не катается, а чинно прогуливается с вами за ручку или важно восседает в санках, то скоро он начнет замерзать, и попросится домой. А сколько радости и пользы могут принести, например, горки, с которых можно скатиться не только на санках, но и на ледянке. Съехав с горки, малыш вновь забирается наверх,- очень хорошая зарядка. Совершается маленькая, но победа над страхом. Для первого самостоятельного спуска выберите небольшую горку. Поезжайте сначала вместе, а вот подниматься вверх пусть малыш старается самостоятельно.
Но санки не единственная забава в зимний день, есть еще и другие, не менее полезные. Речь, конечно же, идет о лыжах и коньках. Если не далеко парк или зона отдыха, то на прогулку с санками, лыжами или коньками лучше отправиться туда, подальше от проезжих дорог.
Начинать осваивать «лыжную грамоту» можно, как считают врачи и педагоги, с 3-4 лет. Однако без вашей помощи в овладении навыками передвижения на лыжах, не обойтись.
Лыжи выбирают по росту ребенка, он должен доставать до их конца вытянутой рукой, а высота палок должна быть на уровне подмышечных впадин. Если лыжи длинные, ими трудно управлять, а короткие хуже скользят и проваливаются в снег. Для начала можно использовать валенки или сапожки, крепления у лыж при этом должны быть мягкие, а через год-другой можно уже покупать специальные лыжные ботинки. Очень важно, чтобы ребенок был одет тепло и легко. Свитер, теплые колготки, куртка, теплые трикотажные брюки, а еще лучше — комбинезон из непромокаемой ткани. На ноги обязательно толстые шерстяные носки, на руки — толстые варежки, а если есть — непромокаемые. На голову наденьте вязаную шапочку на подкладке, чтобы не поддувало или можно еще поддеть тонкую хлопковую шапочку. Очень удобен шлем, он надежно защищает и избавляет от необходимости укутывать ребенка шарфом. Чем более тренирован Ваш ребенок, чем выше темп его передвижения, тем легче должна быть его экипировка.
Малыша следует научить самостоятельно надевать лыжи и без посторонней помощи подниматься после падения. Самое трудное — первые шаги. Их лучше начинать в похожий зимний день, когда температура воздуха не ниже -10С. Поддержите ребенка. Упадет — не беда. Постарайтесь обойтись без упреков и насмешек. Постарайтесь вместе и объясните, что падать тоже надо умеючи — не назад, а в сторону.
Главное- это помочь выработать скользящий шаг. Если вы не просто даете указания, а показываете, как надо скользить то на одной, то на другой лыже, поочередно энергично отталкиваясь палками, ребенок быстрее почувствует и поймет ваши требования. Главные ошибки новичков - недостаточное сгибание ног и слабое отталкивание. Нужно скользить то на одной, то на другой сильно согнутой ноге, приседая перед толчком. Лучше проделать это на лыжне, которая идет под уклон.
Можно порекомендовать такое упражнение: передвигаться по лыжне без палок, заложив руки за спину, слегка наклонившись вперед и перенося вес тела с ноги на ногу. Чтобы заставить работать ноги, лучше освоить скольжение и научиться сохранять равновесие, первое время советуем обходиться без палок.
А как страшно бывает самостоятельно первый раз спуститься с горки! Нужно найти недлинный и очень пологий спуск. Пусть малыш расставит лыжи на ширине стопы, слегка присядет, а туловище без напряжения слегка наклонить вперед. Руки согнуты и отведены назад. Присядешь-поедешь быстрее, выпрямишься, оставив ноги лишь слегка согнутыми в коленях — скорость замедляется. Объясните, что ни в коем случае нельзя спускаться с горки на прямых и широко расставленных ногах. Это ведет к потере устойчивости.
Пусть малыш спустится в особо низкой стойке, почти на корточках, или несколько раз пружинисто присядет во время спуска. Пусть едет по неширокой, заранее проложенной лыжне, стараясь как можно сблизить лыжи и для устойчивости выдвинуть одну немного вперед. Если при спуске встречается впадина, надо выпрямиться, если бугорок — посильнее присесть. На неровной поверхности — мягко приседать, как бы покачиваясь на согнутых ногах.
Научите ребенка и простейшим способам торможения. Одних из них называется «плугом»: пятки лыж раздвигаются, носки сводятся вместе, лыжи ставятся на внутренние ребра. Другой способ — «полуплугом», или упором, когда одна лыжа скользит, другая отставляется пяткой в сторону и ставиться на ребро. При этом коленки сближаются, носки лыж сведены.
Первые лыжные уроки не должны быть не более 15-20 минут. Однако постарайтесь не делать больших перерывов между ними, иначе ребенок может утратить едва освоенные навыки. А ваши похвалы, пусть прибавят желания вновь и вновь вставать на лыжи. Наградой за ваши совместные систематические усилия будет его окрепшее здоровье.
Катание на коньках полезно всем, но особенно для девочек. Еще только занятия гимнастикой в такой же степени способствуют красивой осанке, вырабатывают плавность движений, грациозность и музыкальность.
Первые коньки были деревянные, обитые железом. А сколько теперь разных коньков!!! Раньше новичков ставили на «снегурочки» —коньки, которые крепились ремнями к валеночкам или ботинкам. Есть еще коньки повышенной устойчивости — двухполозные. У конькобежцев коньки беговые, с длинным лезвием, у хоккеистов — лезвие коньков изогнуто. Малышам, как правило, предлагают фигурные коньки с зубчиками спереди. Коньки должны быть хорошо наточены. Ботинки надевают на шерстяной носок. Очень важно их правильно зашнуровывать: пальцы ног свободны, а вот подъем туго стянут.
Любой новичок на льду чувствует себя неуверенно. Но без падений еще никто не научился кататься на коньках. Поэтому, первое, чему надо научить, — это правильно падать. Безопаснее всего — на бок и очень нежелательно — назад, так как можно сильно удариться затылком. Приучите ребенка стоять на чуть согнутых ногах, немного наклонившись вперед. При этом коньки надо стараться ставить не параллельно, а слегка под углом.
Не следует пугаться, если после лыжной прогулки или катания на коньках ребенок жалуется на боли в ногах. Это может быть результатом непривычной мышечной нагрузки, чрезмерной продолжительности прогулки.
Используйте этот благодатный возраст, чтобы привить вашему малышу любовь к лыжам и конькам, и ваши усилия будут вознаграждены сторицей!!!
Подготовила
воспитатель МБДОУ детского сада №365 г.о. Самара
Демидова О.С.